-

принципы лесной скульптуры

корни старых лесных деревьев арт концепции лесной скульптуры естественные образы в природных материалах

художественные образы природных материалов

Методы обработки древесины.
Принципы изготовления лесной скульптуры.

Прежде чем обрабатывать древесину необходимо найти в лесу пригодные природные материалы, в которых можно увидеть художественные образы, после чего изготовление лесной скульптуры заключается в том, чтобы выявить замысел природы и не нарушить естественные формы и оригинальных образы заложенные в природных материалах.
Надо очистить сохранившиеся в корнях деревьев твёрдые смоляные прослойки древесины от волокон трухлявой древесной ткани. Для этого можно использовать железные щётки и разнообразные не заточенные ножи. То есть при первичной обработке природных материалов ножи должны быть не заточены, чтобы не резали твёрдую древесину, но могли убрать трухлявые древесные волокна.
Иногда можно использовать пилу и топор, чтобы удалить крупные не нужные фрагменты корней и оставить только нужные формы будущей лесной скульптуры.
Когда древесная труха убрана, необходимо найденные корни промыть водой или сильной струёй воды, чтобы в последующем мелкая труха не мешала работать и не пачкала будущую скульптуру.
После этого найденные и первично обработанные корни старых лесных деревьев необходимо высушить.

-

методы обработки древесины кореней ели
 

Дальнейшие методы обработки древесины зависят от личных навыков и возможностей художника-скульптора, но в любом случае задача скульптора заключается в том, чтобы сохранить в неприкосновенности изначальные природные образы и оригинальные формы. Изменить первоначальные формы можно лишь в том случае, когда такое изменение оправдано природой и не опровергает художественные концепции лесной скульптуры в контексте изобразительного искусства.
А именно в дальнейшем для обработки высушенных корней можно использовать разнообразные железные щётки, а также заточенные ножи и резцы, но только если заточенные инструменты действительно необходимы для обработки древесины в том случае, когда структура древесных форм требует режущей обработки.
Некоторые корни елей имеют совершенно твёрдую структуру древесины, которая может быть обработана железными щётками, а некоторые корни елей имеют более мягкую древесину, которую можно обрабатывать при помощи режущих инструментов. То есть мягкие древесные структуры можно аккуратно срезать, если необходимо очистить поверхность твёрдых древесных слоев. Для этого режущие инструменты должны быть идеально заточены.
Кроме того, острые инструменты в процессе изготовления лесных скульптур необходимы для изменения неотчётливых форм, которые можно изменить, чтобы более точно обозначить природный образ, который существует в корне ели.
Когда художественный образ лесной скульптуры окончательно очищен или вырезан, необходимо выявить текстуру древесины, а именно необходимо обработать поверхность скульптурных форм при помощи наждачной и шлифовальной бумаги. И после этого можно использовать разные морилки или другие красители, благодаря которым текстура древесины приобретает желательный  вид.

На фотографии показан очищенный, но не обработанный корень ели.
Это твёрдый смолистый слой древесины очищенной от трухлявых древесных волокон.

Затем лесная скульптура должна найти какое-то фиксированное положение в пространстве, причем должна быть зафиксирована гармонично. То есть необходимо установить скульптуру на подставке (постаменте) или закрепить на каком-либо ином основании, которое должно образовать единую композицию с художественным образом скульптурных форм, что должно подчёркивать впечатление стихийных форм, которые возникли в результате естественного роста корней елового дерева.
А именно основание лесной скульптуры должно иметь природное происхождение и должно быть тщательно, но грубо обработано. Возможны трещины и сколы, которые подчёркивают естественную структуру дерева.
Основание лесной скульптуры зависит от замысла художника и может казаться несущественным, но всё же восприятие художественного образа и скульптурных форм во многом зависит от правильно выбранной основы.
На страницах этой онлайн галереи показаны лесные скульптуры, основаниями которых являются естественные наросты и различные спилы, а также другие природные формы деревьев леса.
Скульптуры закреплены на основаниях посредством железных штырей и эпоксидной смолы.
Подвески в настенных скульптурах сделаны из меди.
В некоторых случаях лесные скульптуры в галерее сделаны из нескольких корней, которые соединены эпоксидной смолой и образуют единый художественный образ. Допустим, один корень имеет крылья и хвост, но не обладает головой, а другой корень имеет форму птичьей головы, которая в соединении с крыльями и хвостом может образовать единый скульптурный образ птицы. Такие сочленённые скульптуры менее уникальны, нежели сделанные из одного корня, но с художественной точки зрения такие анималистические образы безусловно оправданы.
Среди показанных скульптур в галерее сочленёнными (склеенными) являются две: ПОНИКНА (грустная птица), которой приклеена голова, и ОСТРОХВОСТ, которому приклеен хвост.
Также склеенным является ЧЕТВЕРОКРЫЛ, который образует четырёхкрылую птицу.

Иногда используемые корни елей имеют некоторые непрочные части, которые целесообразно закрепить при помощи малозаметных вклеек. Такие вклейки не искажают оригинальный образ природных форм, поскольку вклейки нужны, чтобы сохранить целостность корня, который является производным одного лесного дерева и имеет уникальное художественное значение.
В показанных лесных скульптурах в галерее незначительная вклейка использована для укрепления крыла птицы, которая имеет поэтическое название УТРЕНЬ. Этот еловый корень является крепким, но мне показалось, что вклейка необходима, чтобы предохранить от повреждения уникальную форму этого корня.
Ни в коем случае и ни при каких условиях в процессе обработки древесины при изготовлении лесных скульптур нельзя использовать лак. Обработанное дерево должно быть естественным, а применение лака делает лесную скульптуру ненатуральной.
Если необходимо сделать поверхность древесины более прочной и защищённой от внешних воздействий, лучше использовать не лак, а другой способ. А именно я заметил, что если смазать дерево клеем "пва", разведённым водой в необходимых пропорциях, и тем самым закрепить поверхность древесины клеем, а затем смазать спиртовой морилкой, то эффект от такой обработки напоминает лакирование.
Таким способом в галерее обработаны птицы КОРШУН и КЛЮВЕНЬ, но это сделано потому, что древесные структуры этих корней неоднородные и в некоторых местах не очень твёрдые. Поэтому поверхность древесины закреплена клеем. Но в остальных показанных в галерее лесных скульптурах поверхность древесины открыта и имеет натуральный вид.

-

Перечисленные методы обработки древесины применимы к корням елей, поскольку я использую данный материал для изготовления лесных скульптур и знаком с этим природным материалом, но реально каждый художник-скульптор может использовать собственные методы в зависимости от художественного материала, с которым работает.
В рамках этого вебсайта может быть опубликована информация о разных видах лесных скульптур, и разных методах обработки древесины и природных материалов, если кто-либо считает необходимым публиковать такую информацию. А также я могу опубликовать информацию о других вебсайтах и онлайн галереях, где описаны методы и способы обработки деревьев, и художественные принципы изготовления лесных скульптур.
Обращайтесь.

В частности предлагаю вашему вниманию информацию про наросты черёмухи, которые могут быть использованы для создания деревянных ваз или иных произведений прикладного искусства из природных материалов.

вверх